Андрей Ковалев, владелец усадьбы Гребнево и проекта Art&Food, на своей странице во «Вконтакте» опубликовал видео, в котором назвал Аяза Шабутдинова — известного российского бизнесмена — мошенником и инфоцыганом.
Суть дела. Андрей Ковалев, владелец усадьбы Гребнево и проекта Art&Food, на своей странице во «Вконтакте» опубликовал видео, в котором назвал Аяза Шабутдинова — известного российского бизнесмена — мошенником и инфоцыганом. Кроме этого, без разрешения разместил его фотографию и сделал оскорбительную надпись. За все это Ковалеву пришлось отвечать в суде по делу о защите деловой репутации. Его обязали удалить оскорбительный контент и возместить 12 тыс. руб.
Подробности судебного спора. У Андрея Ковалева в Instagram 497 тыс. подписчиков, во «Вконтакте» больше 30 тыс. Называя Аяза Шабутдинова мошенником, аферистом и инфоцыганом, вредит его бизнесу. Услуги становится менее привлекательными, вызывают сомнения, в результате сокращается количество потенциальных учеников.
Аяз Шабутдинов — основатель и руководитель холдинга «Лайк», компаний «Лайк Бизнес», «Группа компаний Лайк», также зарегистрирован как ИП. Сейчас занимается стратегическим развитием бизнес-курсов, организацией лекций для начинающих бизнесменов. На территории России за рубежом работают более 250 франчайзинг-партнеров. Кроме стратегического управления, лично проводит лекции и семинары, в том числе как ИП. Отмечен многочисленными наградами в бизнес-сообществе. Несмотря на свои заслуги, получил необоснованную критику от Ковалева.
Ковалев разместил в своих соцсетях оскорбительное видео, фотографию с надписью: «АФЕРИСТ», «ИНФОЦЫГАН», «ОБМАНЫВАЮ ЛЮДЕЙ». А еще написал текст: «Мне тут написали про Лайк Тревел!! Продавал Аязик Шабутдинов франшизу тур фирмы по 300000 руб…А потом закрыл!! И денежки ку куНАязик?!? Ау??». Эта информация сказывается на продажах Шабудтинова, на его заработке и будущих перспективах как предпринимателя и бизнесмена. Кроме этого, клевета приносит моральный вред и страдания ему и его родственникам.
Честь и достоинство человека, личная неприкосновенность, защита своей чести и своего доброго имени закреплено в Конституции РФ. Достоинство личности охраняется Государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Решение суда. Андрей Ковалев суд проиграл. Судьи рассуждали так: в публикациях он использует слова «мошенник», «аферист», у которых однозначный и общеизвестный негативный смысл. Эти слова означают, что Аяз — нарушитель закона в сфере экономической деятельности или против собственности. При этом доказательств никаких нет. Значит, информация не соответствует действительности (решение АС г. Москвы от 10.09.2020 по делу № А40-217450/19-110-1798).
Что еще могло сработать. Если вас публично и необоснованно оскорбил партнер или контрагент, проверьте, не было ли подобных случаев с другими компаниями. Возможно, в картотеке судебных дел вы найдете подобные случаи и сможете правильно выстроить линию защиты.
Советы бизнесменам
Надежда Кобина Генеральный Директор компании «Космос-4», Москва
Используйте системы мониторинга, например «Яндекс.Блоги» или Google Alerts. Достаточно вбить в строку поиска свое имя или искомую фразу.
Разберитесь, на что стоит реагировать. Как ни парадоксально это звучит, но не стоит реагировать на любую критику в свой адрес. Посмотрите, где и кем размещено упоминание, каков охват этой площадки или аккаунта, насколько сообщение конструктивно или содержит лишь одни эмоции.
Единичный негатив. Если комментарий или претензия поступили от анонима с нулевым количеством друзей и подписчиков, своим ответом Вы только привлечете к нему внимание. Люди специально создают такие обезличенные аккаунты, чтобы провоцировать окружающих. Проигнорируйте подобное сообщение либо просто удалите, если оно размещено на Ваших личных страницах в соцсетях.
Массовый негатив. Намного сложнее, когда негатив распространяется намеренно на разных площадках: в форумах, «отзовиках», социальных сетях – и попадает в топ-10 поисковой выдачи по поиску Вашего имени. Здесь нужно использовать другие инструменты.
- Договоритесь об удалении комментариев с владельцами площадки. Например, согласно пп. 1, 9, 11 ст. 152 ГК РФ Вы как юридическое лицо вправе требовать по суду удаления сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, если человек, распространивший эту информацию, не сможет предъявить доказательств, что эти сведения правдивы.
- Выкупите спецразмещение контекстной рекламы по запросу своего имени и укажите ссылки, например, на Ваши статьи, интервью или личный сайт.
- Оформите или обновите Ваши личные страницы в соцсетях. Поисковые системы индексируют эти страницы. Ссылки на аккаунты в социальных сетях, на авторские и корпоративные блоги выводятся выше ссылок на остальные сайты. Тем самым Вы сможете убрать из первой страницы поисковой выдачи ссылки на ресурсы, содержащие негативную информацию.
- Воспользуйтесь законом «о праве на забвение». Этот закон действует в России с 1 января 2016 года и обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов выдачи ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию. Так, один из наших клиентов был вынужден сменить название компании из-за информационной атаки на него и его бизнес. По закону это значит, что распространяемая о нем информация уже неактуальна и должна быть удалена.