Давление, неустойка и испорченная репутация вместо выгодного контракта — Контрагенты

Давление, неустойка и испорченная репутация вместо выгодного контракта

2 года назад
Компания «МегаСервис» подала заявку на конкурсную закупку — это когда несколько компаний подают заявки, а организатор выбирает среди них одного победителя по определенным критериям. Компания победила, но выполнять контракт передумала.
Давление, неустойка и испорченная репутация вместо выгодного контракта

Сервис ГД Контрагенты — страховка от недобросовестных контрагентов.

Получите заключение по бизнес-партнерам с указанием рисков сотрудничества и рекомендациями экспертов.

Получить заключение

Суть дела. Компания «МегаСервис» подала заявку на конкурсную закупку — это когда несколько компаний подают заявки, а организатор выбирает среди них одного победителя по определенным критериям (ниже цена, шире ассортимент, быстрее поставка и т.п.). «МегаСервис» победила, но выполнять контракт передумала. Пыталась оттянуть время, чтобы не подписывать договор, но ее пообещали внести в реестр недобросовестных поставщиков. Под давлением договор все же подписала, но товар так и не поставила. Организатор закупки подождал два месяца и потребовал выплатить максимальную неустойку через суд. «МегаСервис» пыталась признать подписанный договор недействительным, но доказательств не нашла — пришлось выплатить 1,4 млн руб.

Подробности судебного спора. «Предприятие производственно-технологической комплектации» провело конкурентную закупку запасных частей к питателям сырого угля. Компания «МегаСервис» подала заявку на участие, значит, внимательно изучила условия, где говорится: если заявку принимают, компания обязуется поставить товар по графику и требованиям документации. Также есть пункт, что компания изучила все инструкции, условия, технические требования, прилагаемые к заявке.

Еще в документации указано, что участник, чью заявку признают лучшей, обязан в течение трех рабочих дней с даты получения договора, подписать его.  Если этого не сделать, что участника признают уклонившимся от заключения договора, и включат в реестр недобросовестных поставщиков. Если поставщик нарушит срок поставки, предусмотрены штрафы:

  • за каждый день просрочки 0,1% от суммы товара, который задерживается;
  • 10% от суммы товара, если задержка больше месяца;
  • 30% от суммы, если задержка больше двух месяцев.

Заказчик через два месяца отправил претензию, в ответ на которую компания «МегаСервис» подтверждает, что товар не поставила. Однако выплачивать компенсацию отказалась.

В суде «МегаСервис» заявила, что договор нельзя считать действительным — его заключили под давлением. Компания получила письмо от организатора, где он обещал включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Испугавшись, подписала договор на заранее невыгодных условиях. «МегаСервис» могла отправить протокол разногласий и обсудить другие сроки поставки, но не сделала этого. Доказательств, что заказчик устно обещал пересмотреть сроки поставки, нет. Судьи не приняли такой аргумент.

Решение суда. Компанию «МегаСервис» обязали выплатить неустойку в размере 30% от суммы товаров, которую она не поставила, то есть 1,39 млн руб. (АС г. Москвы 28.04.2021 по делу № А40-228557/20-98-1624).

Советы бизнесменам

  1. Перед тем, как начинать работу новыми контрагентами, проверяйте их по базе данных исполнительных производств на сайте ФССП (Федеральная служба судебных приставов) и по базе арбитражных судов (картотека арбитражных дел).
  2. Запрашивайте у контрагентов сканы учредительных и юридически значимых документов. К ним относятся Устав, решение о продлении полномочий директора, свидетельства ИНН и ОГРН. 
  3. Подавайте запрос на разъяснение закупочной документации. Если это не поможет, жалуйтесь в ФАС на содержание документации. Это можно сделать до окончания срока подачи заявок.
  4. Если сроки исполнения работ или поставок нарушают технические регламенты или законы логики, подавайте заказчику запрос на разъяснение документации. Если это не поможет, оформляйте экспертное заключение о том, что невозможно выполнить контракт в сроки. После этого подавайте жалобу в ФАС на содержание закупочной документации.
  5. По прошлым закупкам заказчика анализируйте, есть ли постоянные участники, которые могут быть подставными, и продумывайте стратегию своего участия в закупках или торгах. Если участники аукциона активно снижают цену, не торопитесь снижать цену, если это вам не выгодно. Вы можете понести убытки, если выиграете.

Получите персональные рекомендации от экспертов по сотрудничеству с любой компанией в сервисе «Генеральный Директор Контрагенты»

Активировать демодоступ на 3 дня

2 года назад

Вас заинтересует кейс

Закажите презентацию работы Сервиса ГД. Контрагенты - единственного сервиса для проверки компаний с выводами для руководителя

Заказать бесплатно Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных