В Тольятти 60 фирм заправляют картриджи, ремонтируют офисную технику и продают комплектующие. Компания «Принт-Сервис» была лидером среди них по качеству услуг, но до тех пор, пока у нее не появился клон.
Суть дела. В Тольятти 60 фирм заправляют картриджи, ремонтируют офисную технику и продают комплектующие. Компания «Принт-Сервис» была лидером среди них по качеству услуг, но до тех пор, пока у нее не появился клон. Один из совладельцев (он же директор) создал клона в том же здании, использовал тот же номер, что и «Принт-сервис», переманил клиентов. Когда дела в новой компании наладились, долю в старой он продал и уволился. Директор, который пришел на его место, раскрыл схему и подал в суд с требованием возместить почти 1,6 млн убытков.
Детали судебного спора. Калинин С.А. и Стволов В.А. создали компанию «Принт-Сервис». Директором назначили Стволова, эту должность он занимал до 2012 года пока не продал свою долю. Когда состав учредителей сменился, директором стал Калинин. Тогда и начались претензии. По его мнению, бывший совладелец ненадлежащим образом выполнял обязанности директора, что принесло компании около 1,6 млн руб. убытков. Сумму установила экспертиза, проведенная во время судебного разбирательства. Вот какие подробности еще вскрылись.
Оказалось, что Калинин создал конкурирующую компанию. Будучи директором «Принт-Сервис», он уговорил арендодателя переоформить договор, и сдать часть помещения его новоиспеченной компании «Технопринт». Площадь первой сократилась на 30 кв. м., но затраты на содержание помещения остались прежние.
Более того, на освободившейся площади продолжали сидеть те же, что и прежде работники, — директор Стволов и главный бухгалтер. Номера телефонов не меняли. Клиенты не подозревали, что звонят в совершенно другую компанию. Их Стволов убеждал, что компании «Принт-Сервис» и «Технопринт» по сути одно и то же. Обе организации находятся по одному адресу и оказывают одинаковые услуги. Телефоны и электронные адреса совпадают.
Некоторым клиентам в устной и письменной форме предлагал расторгнуть или не заключать на новый срок договор с «Принт-Сервис». Вместо этого предлагал услуги своей новой компании.
Один из рабочих телефонов, который «Принт-Сервис» использовал в рекламе и для связи с клиентами, Стволов переоформил на «Технопринт». Со временем клиентам счета стали приходить от новой компании. Если они спрашивали о причинах, директор говорил, что компанию перерегистрировали. Клиенты были довольны сервисом, поэтому претензий не было. Примечательно, что услуги оказывали одни и те же работники, но зарплату они получали от имени «Принт-Сервис».
Решение суда. Недобросовестность директора считается доказанной, если есть конфликт между его личными интересами и интересами юридического лица. Это следует из п. 2 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 62. Стволов был одновременно директором «Принт-Сервис» и заместителем директора в «Технопринт». Компании были прямыми конкурентами, конфликт интересов очевиден.
Стволов, пользуясь деловой репутацией «Принт-Сервис», получил материальную выгоду. Его действия причинили ущерб, который должен возместить (постановление ФАС Поволжского округа от 03.06.2014 по делу №А55-6679/2013).
Обратите внимание! Схема доступна даже для рядовых сотрудников. Контрагенты могут не знать, что работают с другой фирмой. Если директор действует аккуратно, то есть выручка и рентабельность основного бизнеса не страдают, клон может незаметно работать годами. Поэтому важно регулярно отслеживать новых конкурентов и проводить их проверку.
В сервисе «ГД Контрагенты» Вы получаете досье на компанию из 45 официальных реестров с готовыми выводами от экспертов. Воспользуйтесь прямо сейчас:
Проверить компанию по ИНН
Советы, которые помогут защитить компанию
Введите режим коммерческой тайны. Для этого сначала надо решить, что считать коммерческой тайной — рецептуру, технологию или бизнес-процесс. Затем нужно издать документ и указать, что считается тайной и составить список лиц, у которых будет к ней доступ. Также надо решить, каким образом доверенные лица смогут получать доступ к тайне.
Ограничьте полномочия. Издайте указа, согласно которому заключать сделки без одобрения собственника или доверенного лица нельзя.
Контролируйте отдел продаж. Руководителю стоит лично проверять отчеты по продажам, регулярно запрашивать данные о клиентах, объемах, скидках и задолженностях. Важно отслеживать, с какими клиентами скоро придется заключать новые договоры.
Защитите товарный знак. Официально регистрируйте уникальные элементы компании: название, товарный знак и логотип. Если кто-то будет продавать под ним свой товар, вы сможете подать в суд и запретить его использовать, потребовав компенсацию или возмещение убытков.