Поставщик украл 5 миллионов рублей аванса, а потом обанкротился — Контрагенты

Поставщик украл 5 миллионов рублей аванса, а потом обанкротился

1 год назад
Наш клиент купил у поставщика стройматериалы, оплатив половину их стоимости. В строительной сфере предоплата — стандартная практика.

Сервис ГД Контрагенты — страховка от недобросовестных контрагентов.

Получите заключение по бизнес-партнерам с указанием рисков сотрудничества и рекомендациями экспертов.

Получить заключение

Ольга Яшукова, основатель и управляющий партнер юридической компании Win&Joy

Наш клиент купил у поставщика стройматериалы, оплатив половину их стоимости. В строительной сфере предоплата — стандартная практика.

Кроме предоплаты, поставщик попросил сразу подписать закрывающие документы — без них товар отгружать он не хотел. Наш клиент документы подписал, но стройматериалы так и не получил. А потом узнал, что поставщик подал иск на него в суд с требованием выплатить полную стоимость товара, указанную в договоре, — а это 10 млн руб.

Суд первой инстанции решил взыскать с нашего клиента более 10 млн руб. за товар, который он так и не получил. Нам надо было отменить это решение и защитить клиента от несуществующего долга. Для этого потребовались много усилий. У поставщика были формальные документы, которыми он подтверждал реальность сделки. Необходимо было их опровергнуть.

Перед заключением сделки скачайте готовые шаблоны документов от юристов сервиса ГД Контрагенты для безопасного сотрудничества.

Получить пробный доступ и скачать документы >>

Нам удалось выиграть суд, установив следующие мошеннические действия:

  1. У поставщика никогда не было спорного товара. Он его якобы купил у другой компании для перепродажи, но на дату заключения договора фирма еще не была зарегистрирована. То есть, поставщик предоставил явно поддельный договор.
  2. Водитель, который якобы доставлял товар, не работал в компании-перевозчике, которой поручили доставку. В путевом листе указана фамилия водителя, который никогда не работал у перевозчика.
  3. Машина, якобы доставившая товар, согласно путевым листам доехала от Москвы до Хабаровска всего за 2 суток.
  4. В день, когда машина по документам якобы разгружалась в Хабаровске, по данным системы «Платон» она же проезжала по Пензенской области.
  5. Разгрузка товара по документам была на закрытой территории завода, который ответил на запрос суда, что такая машина на его территорию никогда не заезжала.

В результате судьи отказали недобросовестному поставщику в иске и не стали взыскивать с нашего клиента деньги. Есть негативный момент — в данном конкретном кейсе поставщик ушел в банкротство. Требования о возврате аванса мы заявили, но учитывая, что он банкротится, реальные деньги мы вряд ли получим.

Рекомендации компаниям, которые попали в аналогичную ситуацию:

Необходимо найти ошибки, противоречия, недостоверные сведения в документах по всем этапам поставки: закупка, отгрузка, перевозка, передача покупателю, и, если дело дошло до суда, настаивать на том, что поставщик, кроме подписанных первичных документов, должен представить доказательства производства или приобретения (закупки) и наличия у него спорного товара, а еще реальное движение груза.

  1. Потребуйте документы, подтверждающие наличие у поставщика на момент поставки спорного товара в достаточном количестве.
  2. Проверьте складские документы поставщика, проверьте, есть ли там ошибки и несоответствия. В таких документа должны быть обязательно реквизиты. Если их нет, суд не примет их в качестве доказательств.
  3. Проверьте сведения о перевозчике, данные о транспортном средстве, доставлявшем товар, маршрут его движения. Иногда объяснения перевозчика или водителя можно использовать как доказательство несостоявшейся поставки.
  4. Обратите внимание на то, как передается товар по по контракту. Если въезд на территорию, где предполагалась разгрузка, возможен только по пропускам, выясните, оформлялся ли пропуск на транспортное средство, доставившее груз.
  5. Проверьте, какие полномочия у получателя груза. Отсутствие правильно оформленных полномочий — одно из частых оснований отказа во взыскании платы за товар.
  6. Потребуйте провести экспертизу документов, если есть сомнения в их подлинности. Можно требовать проверку подлинности подписи, печати, давности изготовления документа.

Чем больше противоречий и недостоверных сведений найдете, тем выше шансы защититься от несуществующего долга. В целом в таких ситуациях требовать возврата аванса, конечно, можно, но перспективы его возврата зависят от конкретной ситуации. Если суд решит, что в создании искусственного документооборота виноваты обе стороны, то может и отказать в возврате аванса.

В сервисе ГД Контрагенты с вами на связи личный онлайн-эксперт по безопасным сделкам, который подскажет, как себя обезопасить.

Пробный доступ к сервису ГД Контрагенты

1 год назад

Вас заинтересует кейс

Закажите презентацию работы Сервиса ГД. Контрагенты - единственного сервиса для проверки компаний с выводами для руководителя

Заказать бесплатно Отправляя заявку, вы даёте согласие на обработку персональных данных