В период пандемии, санкций и экономического кризиса неблагонадежные компании могут активизировать свою работу. Они могут предлагать сотрудничество на выгодных условиях и создавать иллюзию надежного партнера.
В период пандемии, санкций и экономического кризиса неблагонадежные компании могут активизировать свою работу. Они могут предлагать сотрудничество на выгодных условиях и создавать иллюзию надежного партнера. Если вы попадетесь на их уловки, вы рискуете тем, что:
- договор признают недействительным;
- контрагент не поставит товар, окажет некачественные услуги или не выполнит работу;
- контрагент нарушит сроки исполнения договора;
- вы не сможете забрать внесенный аванс;
- вы испортите репутацию;
- налоговая оштрафует за работу с однодневками;
- вы не сможете получить вычет по НДС.
Часто компании даже не догадываются, что контрагент недобросовестный и узнают правду, когда приходится взыскивать долги с них через суд или налоговая отказывает в вычете НДС из-за неблагонадежности партнера.
Пример. Предприятие «СПТБ «Звездочка» заключило договор поставки товарно-материальных ценностей. Сделка прошла успешно, контрагент поставил ТМЦ, стороны рассчитались. «Звездочка» приняла к вычету НДС.
Через 4 года налоговая, проверяя предприятие, пришла к выводу, что имеющиеся, документы не подтверждают реальность сделки, а контрагент – однодневка, поэтому НДС принят к вычету незаконно. Эти выводы основывались на том, что в штате контрагента числится один человек, налоги он уплачивает в минимальном размере, а товарные накладные подписал не директор, а третье лицо.
Налоговая служба сделала вывод, что «Звездочка» не проявила должную осмотрительность, выбирая партнера, не потребовала документы, подтверждающие репутацию контрагента и реальность его деятельности. Предприятие потратило «Звездочки» ушло почти два года, чтобы доказать свою невиновность (АС Мурманской области от 13.10.2020 по делу № А42-7695/2017).
Скачайте отчет о должной осмотрительности с электронно-цифровой подписью в сервисе «ГД Контрагенты» перед заключением любой сделки.
Бесплатно!
Активировать доступ и скачать отчет
Вывод. Судебного разбирательства могло не случиться, если бы предприятие проверило тщательно контрагента и заранее подготовилась к возможным претензиям со стороны налоговиков. Можно было подготовить обоснование, почему предприятие воспользовалось услугами контрагента без производственных ресурсов, а не каким-либо другим. Например, оно оказывает уникальные услуги, ориентировались на цену, отзывы клиентов по соотношению цена-качество.
Советы бизнесменам
Чтобы свести к минимуму возможные споры с налоговиками, заводите дело на каждого контрагента, фиксируйте там все, что сможете узнать о компании. Проверку можно провести двумя способами: с помощью государственных или специализированных сервисов.
Если вы решите проводить проверку собственными силами, обратите внимание на такие нюансы.
Выписка из ЕГРЮЛа. Запросите данные у контрагента о компании и ее директоре, сравните с данными из выписки. Запросить данные можно на сайте налоговой службы.
Ликвидация предприятия. Проверьте, не собирается ли ваш партнер закрыть компанию в ближайшее время. Посмотрите информацию можно в Вестнике государственной регистрации.
Адрес массовой регистрации — это адрес, по которому зарегистрировано много юридических лиц. Проверить можно на сайте налоговой службы.
Массовый директор — руководитель, который управляет сразу пятью компаниями и больше. При этом, сфера деятельности компаний сильно разрознена.
Фирма зарегистрирована за несколько дней до сделки. Признак имеет двойственный характер. Это типичная характеристика фирм-однодневок, но это может быть и фирма-новичок, которая только открылась.
Можно составить длинный список и проверять каждый раз партнеров вручную. Однако этот способ трудоемкий, есть более простые способы – специализированные сервисы. Например, сервис “ГД Контрагенты”. Всего за пару минут, вы сможете собрать полные данные о своем партнере, включая отчеты, данные о прибылях и убытках, участия в судебных делах и даже прогнозы негативных изменений в компании.
Шаг 1. Введите ИНН в строку поиска. Вы увидите, кто руководит компанией, какие у нее финансовые результаты, сколько лет работает на рынке, сколько людей числится в штате, есть ли финансовое обременение.
Шаг 2. Прокрутите главную страницу вниз и посмотрите проверку «на однодневку», оцените платежеспособность и ресурсы, узнайте, есть ли у компании долги.
Шаг 3. Выберите вкладку сверху «Прогноз» и узнайте, с какой вероятность компании ждут негативные изменения.
Шаг 4. Выберите во вкладке пункт «Еще», а в нем, например, «Госконтракты». Так вы узнаете, участвует ли компания в госзакупках, сколько раз выиграла тендеры, сколько участвовала.
Сервис агрегирует информацию со всех официальных источников самостоятельно. Это удобно для руководителей, у которых нет времени на рутину.