За торговлю контрафактом в России к административной и уголовной ответственности могут привлечь физические и юридические лица. Причем в опасности могут оказаться даже добросовестные предприниматели.
В чем опасность. За торговлю контрафактом в России к административной и уголовной ответственности могут привлечь физические и юридические лица. Причем в опасности могут оказаться даже добросовестные предприниматели.
Представьте ситуацию: вы открываете ресторан, раскручиваете его под определенным названием. Ваш бизнес процветает — вы брендировали все, начиная от упаковки для еды, заканчивая автомобилями и одеждой курьеров. Ваш конкурент регистрирует товарный знак и запрещает вам пользоваться брендом, который вы же и раскрутили. Если проигнорировать требования, он подаст в суд и потребует выплатить компенсацию — это одна их популярных схем мошенников и недобросовестных конкурентов. Рассмотрим на примере известной торговой маркой.
Суть дела. Красноярская фабрика «Славица» продавала мороженое, для которого зарегистрировала товарный знак «Советские». Ее конкурент — компания «Чистая Линия» — начала производить и продавать мороженое с аналогичной упаковкой, используя обозначения «Советский» и «Советское». Продавала его на протяжении трех лет в Москве, Московской области и Краснодарском крае, где оно пользовалось большим спросом. Фабрика «Славица» обратилась в суд и потребовала прекратить использовать товарный знак и выплатить 5 млн руб. компенсации. Дело выиграла, но сумму суд уменьшил в пять раз.
Подробности судебного спора. Права фабрики «Славица» на обозначение «Советские» подтверждает свидетельство на товарный знак. «Чистая линия» производит и распространяет мороженое с аналогичной упаковкой, используя обозначение сходное до степени смешения. Значит, потребители могут легко перепутать продукцию производителей между собой. Кроме того, «Чистая линия» — крупная компания, поэтому контрафактное мороженое получило широкую географию распространения.
По закону «Славица» может требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплату компенсации (п. 4 ст. 1515 ГК):
1) в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., размер определяется судом, исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.
Фабрика потребовала в суде выплатить максимальный размер компенсации, однако судьи посчитали, что объективная сумма — 1 млн руб. Вот какие аргументы помогли выиграть спор.
Аргумент 1. «Славица» предоставила три контрафактные этикетки мороженого, выпущенного в разные годы. Провела в суде осмотра сайта «Чистой линии» с информацией о производстве, провела анализа рынка российского мороженого.
Аргумент 2. Исключительное право на товарный действует на момент спора и вплоть до 2018 года, и представляет из себя словесный товарный знак «СОВЕТСКИЕ», выполненное буквами кириллицы стандартным шрифтом. В предыдущих решениях судьи подтвердили, что «Чистая линия» действительно использует чужой товарный знак и делает это незаконно.
Аргумент 3. В ч. 1 ст. 1229 ГК РФ сказано, что использовать результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без разрешения владельца, — незаконно и это влечет ответственность.
Если нарушение доказано, то нарушитель обязан выплатить компенсацию. При этом пострадавший не обязан доказывать размер понесенных убытков (п. 43.2 Постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009).
Решение суда. Взыскать с ООО «Чистая Линия» 1 млн руб. компенсации за незаконное использование товарного знака и 48 тыс. руб. по оплате государственной пошлины (решение по делу №А41-46157/12).
Советы бизнесменам
- Чтобы обезопасить компанию от контрафакта, зарегистрируйте товарный знак в Роспатенте. Это позволит вам распоряжаться им по своему усмотрению: использовать в рекламе, выставлять на маркетплейсах, передавать по договору франшизы другим компаниям. В случае нарушений вы сможете обратиться в суд и потребовать возместить убытки или потребовать компенсацию.
- Если вы получили претензию от некой компании о том, что якобы нарушили права на товарный знак, действуйте так. Претензии редко составляют владельцы торговых знаков, обычно этим занимаются их юристы. Поэтому сначала проверьте доверенность. Ее копия по закону обязательно должна быть приложена к претензии вне зависимости от того, в бумажном или электронном виде высылались документы. Проверить можно через специальный онлайн-сервис Федеральной нотариальной палаты.
- Соберите досье на компанию, которая направила вам претензию. Сделать это можно в сервисе «ГД Контрагенты». Кроме подробной сводки, вы получаете рекомендации от экспертов по дальнейшим действиям. Проверьте, кто ею управляет, действующая ли это организация, не относится ли она к организациям с массовым адресом регистрации, в каких судебных спорах участвовала и в качестве кого. Узнать такую информацию можно с помощью открытых государственных ресурсов либо воспользоваться платными сервисами, которые аккумулируют всю важную информацию вместе. Как правило, у таких сервисов есть бесплатная демо-версия.
- Проверьте торговый знак, права на который вы могли нарушить. Для этого нужен только его номер, его указывают в тексте претензии. Сделать это лучше всего в базе торговых знаков на сайте ФИПС. Проверьте, на какие товары/услуги, классы МКТУ распространяется действие товарного знака.
- Проверьте, действует ли товарный знак на текущий момент.