Компания «МегаСервис» подала заявку на конкурсную закупку — это когда несколько компаний подают заявки, а организатор выбирает среди них одного победителя по определенным критериям. Компания победила, но выполнять контракт передумала.
Суть дела. Компания «МегаСервис» подала заявку на конкурсную закупку — это когда несколько компаний подают заявки, а организатор выбирает среди них одного победителя по определенным критериям (ниже цена, шире ассортимент, быстрее поставка и т.п.). «МегаСервис» победила, но выполнять контракт передумала. Пыталась оттянуть время, чтобы не подписывать договор, но ее пообещали внести в реестр недобросовестных поставщиков. Под давлением договор все же подписала, но товар так и не поставила. Организатор закупки подождал два месяца и потребовал выплатить максимальную неустойку через суд. «МегаСервис» пыталась признать подписанный договор недействительным, но доказательств не нашла — пришлось выплатить 1,4 млн руб.
Подробности судебного спора. «Предприятие производственно-технологической комплектации» провело конкурентную закупку запасных частей к питателям сырого угля. Компания «МегаСервис» подала заявку на участие, значит, внимательно изучила условия, где говорится: если заявку принимают, компания обязуется поставить товар по графику и требованиям документации. Также есть пункт, что компания изучила все инструкции, условия, технические требования, прилагаемые к заявке.
Еще в документации указано, что участник, чью заявку признают лучшей, обязан в течение трех рабочих дней с даты получения договора, подписать его. Если этого не сделать, что участника признают уклонившимся от заключения договора, и включат в реестр недобросовестных поставщиков. Если поставщик нарушит срок поставки, предусмотрены штрафы:
- за каждый день просрочки 0,1% от суммы товара, который задерживается;
- 10% от суммы товара, если задержка больше месяца;
- 30% от суммы, если задержка больше двух месяцев.
Заказчик через два месяца отправил претензию, в ответ на которую компания «МегаСервис» подтверждает, что товар не поставила. Однако выплачивать компенсацию отказалась.
В суде «МегаСервис» заявила, что договор нельзя считать действительным — его заключили под давлением. Компания получила письмо от организатора, где он обещал включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Испугавшись, подписала договор на заранее невыгодных условиях. «МегаСервис» могла отправить протокол разногласий и обсудить другие сроки поставки, но не сделала этого. Доказательств, что заказчик устно обещал пересмотреть сроки поставки, нет. Судьи не приняли такой аргумент.
Решение суда. Компанию «МегаСервис» обязали выплатить неустойку в размере 30% от суммы товаров, которую она не поставила, то есть 1,39 млн руб. (АС г. Москвы 28.04.2021 по делу № А40-228557/20-98-1624).
Советы бизнесменам
- Перед тем, как начинать работу новыми контрагентами, проверяйте их по базе данных исполнительных производств на сайте ФССП (Федеральная служба судебных приставов) и по базе арбитражных судов (картотека арбитражных дел).
- Запрашивайте у контрагентов сканы учредительных и юридически значимых документов. К ним относятся Устав, решение о продлении полномочий директора, свидетельства ИНН и ОГРН.
- Подавайте запрос на разъяснение закупочной документации. Если это не поможет, жалуйтесь в ФАС на содержание документации. Это можно сделать до окончания срока подачи заявок.
- Если сроки исполнения работ или поставок нарушают технические регламенты или законы логики, подавайте заказчику запрос на разъяснение документации. Если это не поможет, оформляйте экспертное заключение о том, что невозможно выполнить контракт в сроки. После этого подавайте жалобу в ФАС на содержание закупочной документации.
- По прошлым закупкам заказчика анализируйте, есть ли постоянные участники, которые могут быть подставными, и продумывайте стратегию своего участия в закупках или торгах. Если участники аукциона активно снижают цену, не торопитесь снижать цену, если это вам не выгодно. Вы можете понести убытки, если выиграете.