Правила налоговой медиации

Конспект* вебинара «Как разрешить налоговый спор в досудебном порядке: опыт успешных кейсов подготовки возражений».

* Стилистика лектора сохранена

Лектор — Михаил Городилов,
Директор департамента экономических,
финансовых и бухгалтерских экспертиз ПТПП,
Доктор экономических наук.

Речь пойдет об одной из самых актуальных тем — разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Ведь налоговые споры могут протекать во времени и длиться достаточно долго.

Цели налоговой медиации

Цели налоговой медиации

Зачем нужна налоговая медиация? Мы выделяем 4 причины, почему нужно проходить эту стадию. Во-первых, это позволяет снимать налоговые претензии полностью или частично. В нашей практике были случаи, когда налоговые претензии снимались полностью на стадии подготовки возражений, но чаще всего речь идет именно о том, что на данной стадии можно снять часть претензий. В первую очередь можно говорить об уменьшении размера штрафных санкций и об уменьшении налоговой нагрузки именно в части суммы начислений.

Вторая причина — подготовка и предоставление доказательственной базы для последующего рассмотрения дела арбитражным судом. Этот момент важен. Некоторые не согласятся и скажут, что доказательства можно предоставлять и в судебном порядке. Судебная практика подсказывает, что арбитражные суды очень охотно принимают документы, если они не были предметом рассмотрения на стадии возражений или апелляционного обжалования вышестоящим налоговым органом. В данной ситуации были случаи, когда судья отдельно рассматривал вопрос приобщения доказательств, которые ранее налоговым органом не были рассмотрены. Поэтому мы рекомендуем, чтобы исключить риск приобщения новых доказательств, предоставлять наиболее полный объем доказательств на данной стадии.

Третья причина, по которой мы рекомендуем осуществлять подготовку возражений состоит в концепции того, что спорящий налогоплательщик — это плохой налогоплательщик. Были случаи у ряда клиентов, которые не спорили и соглашались с позицией налогового органа и в добровольном порядке платили налоги. Но проходило определенное время и налоговый инспектор у них появлялся вновь, потому что если налогоплательщик соглашается с позицией налогового органа, то значит есть возможность начислять на тех же основаниях налоги. Это применимо как с точки зрения выездных проверок, так и с точки зрения камеральных проверок. Поэтому, чтобы прекратить этот момент, мы рекомендуем стараться возражать, даже тогда, когда мы считаем, что это не приведет к положительному результату.

Четвертая причина — отсрочка исполнения решений. Данный момент особенно актуален для сезонных производств. Иногда обращается клиент и говорит, что согласен с позицией налогового органа, но необходима отсрочка исполнения. Как раз подготовка возражений позволяет затянуть процесс и подготовить нужную сумму для уплаты.

Кроме плюсов нужно отметить небольшой минус. Когда вы предоставляете возражение, налоговый орган может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Но из практики можно отметить, что это не приводит к особым результатам.

Общие правила подготовки возражений

Общие правила подготовки возражений

Эти правила не всегда прописаны в законодательных актах и выработаны больше практикой.

Первый принцип — нейтральность. При подготовке возражения вас может захлестнуть волна негодования, но это не должно ложиться в основу подготовки документов. Старайтесь, чтобы возражения были нейтральны и не задевали морально-этических аспектов.

Второй момент — принципиальная позиция. Несмотря на нейтральность возражений, вы должны излагать свою позицию принципиально. Ваша позиция должна быть четко ясна. Форма изложения должна быть структурирована, так как такой документ воспринимается проще. Иногда даже рекомендуется выделять важные моменты текста цветом.

Срок подготовки возражения — 1 месяц. Этот период установлен пунктом 8 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Срок является пресекательным. В течение этого времени со дня получения акта проверки вы обязаны ответить. После истечения этого времени у вас есть еще время на подготовку дополнительных возражений, которые можно приобщать на стадии рассмотрения вашего возражения. Это бывает сложно, особенно при больших объемах акта проверки, но в указанный срок вы должны предоставить документы.


Сервис проверит контрагента на наличие признаков фирмы-однодневки по критериям от ФНС, проанализирует данные из государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеки арбитражных дел, базы ФССП, сервисов налоговой службы. Индикатор «Светофор» обозначит риски работы с компанией.

Как вести себя в налоговом органе?

Существует несколько точек зрения. Но в данной ситуации важна золотая середина. Нельзя вести себя недружелюбно, но и нельзя быть пассивным. Нужно в начале процедуры сказать, что вы готовы выстраивать диалог с тем, чтобы прийти к верному решению. Нужно пресекать попытки работников налоговых органов вести себя неадекватно, перебивать, ведь это только возражение, а позиция высказывается уже в решении. Старайтесь управлять процессом.

Читать следующую часть >>




Подборки по теме: