Как подготовиться к налоговой проверке

Налоговая проверка — испытание для компании. По ее результатам могут доначислить налоги, пени и штрафы, заморозить или арестовать счет. Как быстро подготовиться к проверке?

Перед проверкой налоговики попросят компанию предоставить документы по сделкам с контрагентами. Если документы вызовут подозрение, или вы не предоставите их в срок, готовьтесь к выездной проверке.

Обычно инспекторы приходят с проверкой через 3 года после сделки, когда вы уже забыли про контрагента и не знаете, где первичка.

Налоговиков интересуют 3 вопроса:

1. Где оригиналы документов, и нет ли в них ошибок?

Соберите первичные документы. Проверьте счета-фактуры, по которым предъявили НДС к вычету. В них не должно быть ошибок.

Проверьте наличие других документов, подтверждающие право на налоговые льготы и вычеты.

Запросите копии документов у контрагента, если договор или акт потерялись.

2. Проверяла ли компания своих контрагентов?


Сервис проверит контрагента на наличие признаков фирмы-однодневки по критериям от ФНС, проанализирует данные из государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеки арбитражных дел, базы ФССП, сервисов налоговой службы. Индикатор «Светофор» обозначит риски работы с компанией.

Убедитесь, что у вас есть документы о проверке контрагентов. Одной распечаткой выписки из ЕГРЮЛ не обойтись — для налоговиков это не будет надлежащей проверкой контрагента. Поэтому распечатайте отчеты о проверке. В них должна быть информация с сайтов налоговой, арбитражных судов и прокуратуры.

Сохраните переписку с контрагентом — это поможет доказать реальность сделки. Проверяйте контрагентов на признаки однодневки:

  • массовые адреса;
  • массовые руководители или учредители;
  • недостоверные сведения в ЕГРЮЛ;
  • нулевая отчетность.

Проверьте, есть ли у контрагента суды, исполнительные производства и ожидаются ли проверки. Так, вы не только проявите осмотрительность, но и не будете отвечать за ошибки ваших контрагентов.

3. Какая у сделки была цель?

Инспектор признает, что сделка направлена на уклонение от уплаты налогов, если не увидит в ней деловой цели.

Деловую цель обычно подтверждают:

  • выгодными и обоснованными ценами;
  • известностью контрагента на рынке и длительностью сотрудничества;
  • объективностью выбора при отборе контрагентов.

Чтобы обосновать деловую цель, предоставьте списки потенциальных контрагентов, их прайс-листы и предложения, рекламные материалы, таблицы сравнения контрагентов и их товаров/услуг.


Выводы:

  1. Перед сделкой с контрагентом всегда проверяйте его через сервисы проверки. Загружайте и сохраняйте отчеты о проверках.
  2. При подготовке бухгалтерских документов внимательно проверяйте их на ошибки, в том числе на обсонованность применение льгот и вычетов.
  3. При заключении сделки подготовьте и сохраняйте документы, подтверждающие ее деловую цель.



Подборки по теме: