Налоговая проверка — испытание для компании. По ее результатам могут доначислить налоги, пени и штрафы, заморозить или арестовать счет. Как быстро подготовиться к проверке?
Перед проверкой налоговики попросят компанию предоставить документы по сделкам с контрагентами. Если документы вызовут подозрение, или вы не предоставите их в срок, готовьтесь к выездной проверке.
Обычно инспекторы приходят с проверкой через 3 года после сделки, когда вы уже забыли про контрагента и не знаете, где первичка.
Налоговиков интересуют 3 вопроса:
1. Где оригиналы документов, и нет ли в них ошибок?
Соберите первичные документы. Проверьте счета-фактуры, по которым предъявили НДС к вычету. В них не должно быть ошибок.
Проверьте наличие других документов, подтверждающие право на налоговые льготы и вычеты.
Запросите копии документов у контрагента, если договор или акт потерялись.
2. Проверяла ли компания своих контрагентов?
![]() |
Сервис проверит контрагента на наличие признаков фирмы-однодневки по критериям от ФНС, проанализирует данные из государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеки арбитражных дел, базы ФССП, сервисов налоговой службы. Индикатор «Светофор» обозначит риски работы с компанией.
|
Убедитесь, что у вас есть документы о проверке контрагентов. Одной распечаткой выписки из ЕГРЮЛ не обойтись — для налоговиков это не будет надлежащей проверкой контрагента. Поэтому распечатайте отчеты о проверке. В них должна быть информация с сайтов налоговой, арбитражных судов и прокуратуры.
Сохраните переписку с контрагентом — это поможет доказать реальность сделки. Проверяйте контрагентов на признаки однодневки:
- массовые адреса;
- массовые руководители или учредители;
- недостоверные сведения в ЕГРЮЛ;
- нулевая отчетность.
Проверьте, есть ли у контрагента суды, исполнительные производства и ожидаются ли проверки. Так, вы не только проявите осмотрительность, но и не будете отвечать за ошибки ваших контрагентов.
3. Какая у сделки была цель?
Инспектор признает, что сделка направлена на уклонение от уплаты налогов, если не увидит в ней деловой цели.
Деловую цель обычно подтверждают:
- выгодными и обоснованными ценами;
- известностью контрагента на рынке и длительностью сотрудничества;
- объективностью выбора при отборе контрагентов.
Чтобы обосновать деловую цель, предоставьте списки потенциальных контрагентов, их прайс-листы и предложения, рекламные материалы, таблицы сравнения контрагентов и их товаров/услуг.
Выводы:
- Перед сделкой с контрагентом всегда проверяйте его через сервисы проверки. Загружайте и сохраняйте отчеты о проверках.
- При подготовке бухгалтерских документов внимательно проверяйте их на ошибки, в том числе на обсонованность применение льгот и вычетов.
- При заключении сделки подготовьте и сохраняйте документы, подтверждающие ее деловую цель.