Проверка контрагента на благонадежность

Проверка на благонадежность
В гражданском законодательстве не существует понятия «добросовестная организация», а проверка благонадежности контрагента не имеет четких критериев. Поэтому актуальным остается вопрос выбора источников получения данных о юридическом лице.

Зачем нужна проверка на благонадежность?

Ответственность за выбор поставщиков и клиентов лежит на компании. Неосмотрительность приводит к потере денег, деловой репутации, отказу в возмещении НДС и даже обвинению юридического лица в мошенничестве. Поэтому важно по максимуму оценить риски работы с определенной фирмой.

По каким критериям оценивается благонадежность?

Проверка на благонадежность не подчиняется специальному алгоритму. Существует ряд общепринятых критериев, изложенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-2/467@ от 14.10.2008.

    1. Величина налоговой нагрузки в разы ниже среднего значения по отрасли.
    2. Отражение в финансовых документах убытков несколько периодов подряд.
    3. Большие суммы вычетов по налогам за отчетный период.
    4. Несоответствие темпа роста доходов и темпа роста расходов.
    5. Оплата труда работников по документам ниже среднего уровня по региону.
    6. Неоднократно граничащие с допустимой величиной показатели, разрешающие применение специальных налоговых режимов.
    7. Практически равная величина расходов и доходов.
    8. Выстраивание длинной «цепочки контрагентов» без разумного на то экономического обоснования.
    9. Отсутствие пояснений на выявленные налоговыми органами несоответствия финансовых показателей.
    10. Регулярное снятие с учета и дальнейшая регистрация по новому адресу.
    11. Значительное отклонение от среднего значения показателя рентабельности, установленного по данным статистики для конкретной отрасли.
    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.


Сервис проверит контрагента на наличие признаков фирмы-однодневки по критериям от ФНС, проанализирует данные из государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеки арбитражных дел, базы ФССП, сервисов налоговой службы. Индикатор «Светофор» обозначит риски работы с компанией.

Первые 11 критериев достаточно сложно проверить на практике, но проверка благонадежности юридического лица по двенадцатому критерию не так затруднительна. В Приказе подробно рассмотрены признаки такой деятельности:

    — отсутствие данных в ЕГРЮЛ;
    — отсутствие личных встреч директора (или должностных лиц) при заключении договоров между поставщиками и их клиентами;
    — отсутствие документов, подтверждающих полномочия управляющего органа;
    — отсутствие сведений о реальном местоположении фирмы, регистрация по одному адресу с другими компаниями;
    — отсутствие информации в СМИ, интернете и других источниках.

Наличия одного или нескольких критериев может быть достаточно, чтобы признать организацию «проблемной» и не вступать с ней в деловые связи.

Способы проверки благонадежности юридического лица, открытые источники, платные сервисы

Проверка контрагента на добросовестность может быть осуществлена как через открытые источники, так и с помощью платных сервисов.
Некоторую информацию можно получить бесплатно через инструменты на сайте ФНС: сведения о регистрации или процессе ликвидации, вид деятельности, сведения о задолженности по налогам, место регистрации и др.

С помощью платных сервисов можно заказать полную выписку из ЕГРЮЛ с информацией об учредителях, исполнительном органе, размере уставного капитала и его изменениях, выданных лицензиях и т. д. Другие сведения возможно получить через дополнительные интернет — источники:

    — реестры недобросовестных поставщиков;
    — картографическая система Яндекс и Google;
    — реестры лицензий;
    — банк данных исполнительных производств;
    — картотека арбитражных дел;
    — поисковые системы сети интернет.

Существуют и специализированные сервисы, предоставляющие всю необходимую информацию в единой, сводной таблице. Один из таких ресурсов — «Проверка контрагентов». Он позволяет получать сведения сразу по нескольким критериям. Это очень удобно, т. к. данные систематизированы и представлены в удобном виде. Такие инструменты значительно экономят время, что играет важную роль в бизнесе. Еще одно несомненное преимущество такого ресурса — мгновенная актуализация информации при изменении сведений в реестрах.

О функции «Светофор» (индикатор благонадежности) в сервисе «Проверка контрагентов»

Для удобства в сервисе существует функция «Светофор». Это индикатор благонадежности, где каждому цвету соответствует определенная характеристика: зеленый индикатор — хорошая компания», желтый – «рекомендуем проверить», красный – «деятельность прекращена». Функция удобна тем, что позволяет сразу ответить на вопрос, действующее ли юридическое лицо, а также принять решение о перспективах сотрудничества.




Подборки по теме: